Филармонические уроки

И снова неизменный успех филармонических уроков в библиотеке подтверждается большим количеством желающих отправиться вместе с нами в музыкальное путешествие 

Ура! Мы начинаем новый — яркий и насыщенный – сезон филармонических уроков!

13 сентября свои первые шаги в музыкальном мире виртуального концертного зала совершили воспитанники МАДОУ-детский сад № 3 «Третье королевство» — ребята старшей группы «Пчёлки» и подготовительной группы «Дельфинчики» начали прослушивание серии уроков «Музыкальная биография танца».

Впереди нас ждет много увлекательных приключений в мир творчества и музыки, участие в акциях Свердловской филармонии и даже новый цикл филармонических уроков!

«Мы учим слушать, слышать и понимать музыку»

С 2019 года в городе действует Виртуальный концертный зал в библиотеке на Куйбышева. Объект начал работу в рамках нацпроекта «Культура». О буднях ВКЗ — куратор направления, специалист по библиотечно-выставочной работе Полина КУКЛЕВА. 

– Свою деятельность в рамках Виртуального концертного зала мы начинали с трансляций концертных программ, а затем организовали первые филармонические уроки в Доме детского творчества, – вспоминает наша собеседница. – Там были созданы группы продленки. Я приходила к ребятам и занималась с ними. 

Филармонический урок – серия культурно-просветительских занятий, видеоряд, в котором чередуются иллюстрации и визуальные фрагменты, демонстрируется работа оркестра, дирижера. Иллюстрации придуманы специально для детей – они яркие, привлекают внимание. Ведущая произносит слова медленно, чтобы дети могли усвоить информацию. С учетом возраста это все дозировано и действительно очень интересно. Даже взрослые – воспитатели, педагоги, наши сотрудники – отмечают, что узнают много нового вместе с ребятишками. 

Организовывая мероприятие, я созваниваюсь с администрацией детских садов, предлагаю программу, и мы составляем примерный план посещений. Уроки разработаны специалистами Свердловской государственной академической филармонии. Это уникальные занятия. Также мы стараемся внести нашу составляющую, отмечая тот факт, что ВКЗ находится в библиотеке. Загадываем загадки или подбираем сказки, которые можно связать с музыкой.  

Также было интересно узнать, как подбирается программа для концертов. 

– Изначально, когда я консультировалась со специалистами филармонии, понимала, что детям понравится все. Но с чего-то же нужно именно начать? – рассказывает Полина Борисовна. – Тогда эксперты порекомендовали серию уроков «Музыка и сказка», также для старта обучения подходит серия «Музыкальная биография танца». Но, помимо лёгких для восприятия детьми занятий, мы смотрели и слушали серию «Музыка в природе и природа в музыке», посвященную временам года, под которую хорошо отдохнуть и наслаждаться пейзажами. Недавно фурор произвела серия «Карнавал животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. 

Добавим, что «виртуальная филармония» работает и летом – в рамках оздоровительной кампании к «Музыкальной телепортации» (так называется еще одна серия филармонических уроков для школьников) в ВКЗ приобщаются ребята постарше, с городских площадок. Мероприятия проходят очень ненавязчиво. Информация настолько интересна, что даже взрослым людям открываются новые миры и они, как дети, с удовольствием воспринимают программы.

– Кроме того, сегодня разработаны еще два урока для ребят школьного возраста – «Мой Чайковский» и «Музы ведут в бой» – очень интересные музыкальные продукты, – говорит Полина Борисовна. – К сожалению, пока подростков и молодых людей к нам заглядывает маловато – только в рамках тематических уроков. Но мы надеемся, что для молодежи, которая будет посещать Зал, симфоническая музыка станет необходимой культурной составляющей. Мы учим их слышать и слушать эту музыку, понимать ее. 

Стоит отметить, что посетить мероприятия в ВКЗ могут не только дети, но и взрослые. Афиша трансляций ежемесячно размещается на интернет-ресурсах библиотеки, в газете «Среднеуральская волна». А на вопрос о постоянных зрителях ВКЗ мы получили от Полины Борисовны не просто развернутый ответ, а узнали имена главных искусствоведов города: 

– Это Людмила Александровна Дозморова, Надежда Павловна Ланцева, Любовь Ивановна Казмина и многие другие. Мы ценим их мнение и всегда рады друг друга видеть. Конкретно эти три леди всегда поддерживают наши трансляции, как только у них выпадает возможность посетить ВКЗ. 

По словам нашей собеседницы, одним из самых популярных стало мероприятие, прошедшее минувшим летом. В рамках акции «Библионочь-2022» на выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева собрался полный зал. Но чаще всего в ВКЗ проходят трансляции из Свердловской филармонии. Время от времени «выходит в эфир» и Московская филармония. 

– Мы можем проводить прямые трансляции из Москвы, единственная сложность – разные часовые пояса. Однако не покидает надежда, что однажды мы проведем шикарную трансляцию из Московской филармонии для молодых слушателей, – говорит Полина КУКЛЕВА. 

Рассуждая о Виртуальном концертном зале в библиотеке, мы понимаем, что это продукт, в первую очередь, для любителей. Собственно, как и очные посещения концертных мероприятий. Тем не менее слушатели не скупятся на отзывы о работе ВКЗ, как устные, так и письменные: «Потрясающе чудесно! Великолепная энергетика камерного зала»; «Наполненность, одухотворенность после прослушанного концерта «Музыка семейства Штраусов»! Чувство переполняют от такой прекрасной музыки!»; «В очередной раз окунулась в мир волшебных звуков. Приятно было посмотреть и послушать молодых музыкантов, влюбленных в свое дело»… 

По словам Полины Борисовны, юные зрители тоже дают обратную связь. Ребята, которые прослушали три курса филармонических уроков, хорошо откликаются на просьбы выполнить творческую работу по мотивам услышанного: с удовольствием рисуют, лепят. Перед новогодними праздниками филармония объявляла акцию «Пластилиновый оркестр», в которой приняли участие детсады №3 и №44. 

Говоря о плюсах Виртуального концертного зала, куратор среднеуральского ВКЗ отметила: 

– Не выезжая за пределы родного города, не тратя временные, денежные ресурсы, мы можем смотреть на потрясающих, известнейших музыкантов и получать удовольствие от прекрасной симфонической музыки. У нас очень комфортно, весело, хорошо, спокойно. Мы видим великолепную операторскую работу: показывают близко лица, руки музыкантов, музыкальные инструменты. В Зале отличный звук. Все проходит замечательно. Мы всегда рады гостям! Приходите!

Модель работы Виртуальных концертных залов Свердловской филармонии рекомендовано использовать в других регионах страны 

Об этом заявил руководитель отдела медиапроектов Московской филармонии Алексей КОРОЛЁВ, побывав в Екатеринбурге. Алексей Королёв возглавляет отдел медиапроектов Московской филармонии, продюсирует трансляции Всероссийского виртуального концертного зала. Эксперт встретился со съемочной группой, познакомился с техническо-производственным комплексом ВКЗ и с процессом организации вещания концертной программы.

 Качество трансляций Свердловской филармонии заслуживает высоких профессиональных оценок. Сотрудники медиаслужбы креативно подходят к процессу создания материала – есть понимание работы с кадром, виден профессиональный уровень, умение режиссера работать с операторами, слаженность взаимодействия всей команды. Понятно, что есть своя система и она частично схожа с западной, но тем не менее принципы работы свои – и это правильно. Есть общепризнанные лидеры в области медиавещания концертных программ – это Московская и Петербургская филармонии, Мариинский театр, в этот ряд я бы поставил и Свердловскую филармонию. Я не видел трансляции такого уровня в других регионах, – отметил Алексей КОРОЛЁВ.

Медиаслужба Свердловской филармонии имеет многолетний опыт работы. На прямой трансляции задействовано до шести человек. Команда медиаслужбы, как и оркестр, работает по партитуре. Это общемировая практика организации трансляций музыкальных событий – режиссер знает, какого артиста и музыкальный инструмент надо показать в данный момент.  По мнению эксперта, модель ВКЗ Свердловской филармонии, должна быть использована в других регионах страны. На сегодняшний день в регионе и за его пределами работает 110 виртуальных концертных залов, часть из них реализована в рамках национального проекта «Культура».

Источник

Музы не молчали, а вели в бой

Среднеуральские школьники посетили цикл тематических «Филармонических уроков», рассказывающих о творчество советских композиторов в годы войны и посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

– Как вы думаете, ребята, можно ли было во время войны писать песни, сочинять стихи? – обращается к залу сотрудник библиотечно-выставочной работы МБУ «ЦБС» Полина КУКЛЕВА.

– Нет, — отвечает несколько неуверенных детских голосов.

Так начался в зале библиотеки на Куйбышева один из «Филармонических уроков» «Музы ведут в бой», приуроченный ко Дню Победы. В роли зрителей – учащиеся третьего класса школы №5.

Ряд аналогичных уроков прошел с 25 апреля по 8 мая, в проекте Свердловской академической филармонии приняли участие десятки школ из Свердловской, Тюменской и Курганской областей. Во время этих образовательных видеопрограмм ребята знакомятся с классической музыкой. Несколько выпусков посвящены празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Далее ребят ждет встреча с творчеством П.И. Чайковского, чье детство прошло на Урале. «Филармонические уроки» проходят под эгидой нацпроекта «Культура».

Так, на виртуальном уроке воспоминаниями о военном детстве в родном Свердловске делится известный российский музыковед Н.М. Вильнер, жизнь которой была связана с работой в Свердловской филармонии. Для уральской публики она провела множество концертов разных жанров.

– В 40-минутном видео-уроке «Музы ведут в бой» для художественного воссоздания атмосферы произведений военных лет используются соответствующие костюмы, локации, фрагменты VI симфонии П.И. Чайковского, VII, VIII и IX симфонии Д.Д. Шостаковича, — рассказывает Полина КУКЛЕВА. – Уроки проходят в интерактивном формате. Дети – благодарные зрители. Несмотря на серьезность темы, они сосредоточенны. Особенно трогает ребят тема блокадного Ленинграда и «блокадная» симфония Шостаковича. После урока мы обсуждаем тему. Говорим мы и о том, чем они сами могут быть полезными Родине.

Изначально на идею уроков активно откликнулись детские сады, потом к ним присоединились школы №6 и №31 – учащиеся начального и среднего звена.

Отмечу, что в Среднеуральске только с 26 апреля по 6 мая «Филармонические уроки» посетили 260 детей и 17 взрослых. После темы Великой Отечественной войны, 12 и 13 мая, школьники приглашены на просмотр тематического урока «Мой Чайковский».

Источник

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности